Книга
Скорость чтения
1x
Сохранить изменения
Таймер сна Чтение остановится через
0 часов
20 минут
Включить таймер
Закрыть
Автор
Исполнитель
Рейтинг
7.95 из 10
Длительность
36 минут
Год
2019
Серия
Дономага (1)
Альтернативная озвучка
Характеристики: Психологическое
Время действия: Далёкое будущее
Возраст читателя: Любой
Описание
Для долгой, почти вечной, жизни телу требуется регенерация. Еще одна операция призвана очистить выдающийся мозг для дальнейшей продуктивной научной деятельности, освободить его от сентиментального «балласта» воспоминаний, накопленного за многие годы жизни.

Машина совершает инверсию памяти, она решает — какое воспоминание сохранить… Что же осталось от человека после такой «инверсии»?


 

 


Озвучено специально для проекта Аудиокниги Клуб
Поддержать исполнителя
Банковская карта: 2202 2062 1273 0035
Банковская карта: 2200 1512 3320 9647
ЮMoney: 410011059874756
Поделиться аудиокнигой

139 комментариев

Популярные Новые По порядку
Раньше фантастику писали те, кому было что сказать людям. Фантастика — это жанр, который позволяет заглянуть в будущее, предостеречь человечество от возможных ошибок и неудач. Причём, хорошая фантастика — это не описание выдуманных автором технологий будущего, хорошая фантастика, как всякая хорошая литература — это для людей и о людях. Илья Варшавский свой рассказ написал не для того, чтобы предсказать то, что будет, а в надежде на то, что люди никогда к этому не придут. Человек, лишенный памяти — это человек, лишенный личности.
Большое спасибо Александру Дунину за то, что он взялся за прочтение советской фантастики — она умная и нравственная. Сейчас, по-моему, так уже никто не пишет… Что-то утеряно, и, возможно, что утеряно навсегда. Ещё раз, спасибо!
Ответить
vsh574
жаль что за коментарий нелзя ставить больше одного "+"
я бы за Ваш с удовольствием поставил бы десять «плюсов»
Согласен с ним полностью, от первого до последнего знака.
Ответить
vsh574
Замечательный отзыв. Душевно.
Ответить
vsh574
Спасибо.
Ваш комментарий приятно читать. По оценке видно, что многие понимают и разделяют ваш взгляд.
Ответить
vsh574
Вот, не хотел регистрироваться, а пришлось. vsh574, Низкий вам поклон. Ваш комментарий заставил меня выслушать этот рассказ. И как выше ещё писали…
подпишусь под каждым Вашим знаком. с ув.
Ответить
vsh574
А ещё раньше фантастику писали для популяризации науки и технологий. Но на смену Верну, Беляеву, Днепрову, Ефремову, которые были ещё и замечательными учёными-инженерами пришло поколение стругацких-варшавских с «социальной фантастикой» более похожей на проповедь занудливую, тоскливую и примитивную. А всё, что не от души написано, а по заказу Главлита, ЦК ВЛКСМ и прочих ЦК для людей нахалтурено приводит ровно к тем результатам, которые уважаемые читатели могут увидеть из окна своей квартиры…
Ответить
Варшавский Илья «Тревожных симптомов нет» (1964).

Научно-фантастическая социальная антиутопия об инверсивной нейробионике и его продукте – Homo Confusus. Актуально с точки зрения современного определения интеллекта и адаптации. Удивительно, что об этом до Черниговской Татьяны (психолингвист), писал автор ещё в те годы. Прекрасный рассказ в безупречном прочтении Дунина Александра.
Ответить
Евгений
Для того, чтобы стать свехчеловеком, нужно убить в себе человеческие чувства. Автор считает свехчеловека марионеткой, а любящих его людей — жертвами. Вчера прочитал вещицу Юкио Мисима (1968), он хоть и не фантаст, но исследует эту же тему. Его взгляды удивительным образом совпадают с мнением Варшавского. По сути все это — достоевщина. Рассказ неплох, хотя и несколько схематичен, согласен с вашим отзывом о Дунине.
Ответить
Кортес
Поначалу неплохо бы определиться с дефиницией: кого сверхчеловеком будем считать?
А то, живешь себе так серенько, будненько так живешь и вдруг «бац», — злодейски выясняется:
ДАЯЖЕСВЕРХЧЕЛОВЕК!

Дунин неподражаем! Спасибо!
Ответить
IrinaMinkus
Почему же злодейски? Откройте Википедию: сверхчеловек — «радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях». Если вам нравится экстрим, возможно Вы — это Он.
Ответить
Кортес
Википедию?!!! Чур меня! Чур!
Ответить
IrinaMinkus
Тогда придется слушать Ницше, но учтите, исполнение Козия ужасно.
Ответить
Кортес
Вот Ницше, будь он неладен, я уже вынуждена была послушать. Вам не рекомендую: вы умнее его, будете сильно разочарованы потоком его незрелого сознания. Ну, а если вы уже послушали, я вам сочувствую)) В Кащенко много таких трудов)))) Есть и поумней)))
Ответить
IrinaMinkus
Вы удивитесь, но так говорил о Ницше и Лев Толстой.
Ответить
Кортес
Это лишний раз доказывает, что Лев Толстой дружил с логикой, с диалектикой, с анализом и, вообще, с головой!)
Ответить
Кортес
Сурово вы с Ницше… )))

У Варшавского гг вовсе не суперчеловек, скорее подчеловек, машина для формул, так как должен заплатить за суперспособности потерей человеческих способностей.
Сверхчеловек ничем не жертвует, но сознательно регулирует баланс эмоции-рациональность для оптимального решения.
Ответить
MarishaX
У Кларенса все признаки присущие всем сверхчеловекам: выдающиеся способности, стремление к цели, воля, отсутствие моральных принципов. Он ничем не жертвовал, утерянные человеческие способности ему только мешали. Шикльгрубер стал сверхчеловеком после курса инверсии в психиатрической больнице у выдающегося психиатра, но бессмертия ему не обеспечили.
Ответить
Кортес
Вы немного зациклились на определении из википедии, хотя понятие «сверхчеловек» существовало задолго до Ницше.
В некоторых трудах Иисус считался сверхчеловеком, у Макиавелли был Правитель, у Гёте Фауст.
Почитайте здесь о понятии сверхчеловек.
dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2243/Сверхчеловек
Ответить
Евгений
Понятие человеческой личности было введено Августином Блаженным. Он писал что ипостасью личности (важнейшими составляющими) являются воля, интеллект и память.
Ответить
Рассказ — предупреждение, рассказ — реальность. Финал не грустен, он — ужасен.
Отбросив в сторону точные науки, получится реальность. Инверсию души пытаемся сделать себе регулярно. Как хорошо, что у нас есть «напоминалки»
— А ты забыла, как часто я дарил тебе цветы?
— А ты забыл, как я мыла твою машину? (в бикини) ☺️
И снова наступает семейное счастье ).
Мой комментарий к книге немного не корректен, я это осознаю?

Александр Дунину огромное спасибо за прекрасную озвучку!
Ответить
➠Мухомор✎
Наоборот, Вы подчеркнули самое ценное, что может и имеет право быть.
Ответить
Евгений
«Вы не знаете, как называются эти… – Проклятье! Он забыл название. – Эти… растения?
– Цветы, – поправляет она. – Обыкновенные красные розы. Неужели вы никогда их не видели?
– Нет, не приходилось. Спасибо. Теперь я запомню: красные розы.»

Разве может быть важным в жизни что-то ещё кроме теоремы Лангрена? Название каких-то растений, или что ещё случилось двадцать третьего августа кроме экзамена у Элгарта?
Ответить
На что готов пойти талантливый учёный математик, чтобы доказать своему оппоненту, кто умнее? Цена оказалась слишком велика… Потери невосполнимые… Но похоже, что главный герой этого даже не заметил!
Рассказ прочитан замечательно!
Ответить
МАРИАННА
Марианна, Вы в сочетании с Евгением, как переводчик с иностранцем)))
Спасибо за перевод!
Ответить
Alex222
а по-моему Марианна не переводит, а пытается спойлерить, пересказывая рассказ в телеграфной форме. Выдает, так сказать, стенографию произведения, дополняя, если можно так выразиться, нехватающие строчки в описании содержания.
Может быть, кто-то и любит заранее знать «кто убийца», но по мне, так это — свинство, рассказывать конец книги, хотя, с другой стороны, комментарии же можно и не читать. Да и любители знать, чем закончится действие — тоже имеются (мало ли на Земле извращенцев), но лично я таких людей не понимаю — зачем тогда книгу читать/слушать?
Ответить
Изя Какман
Губит человека не пиво, и даже не вода)))) Губит человека любопытство))))
Ответить
Изя Какман
ну рассказ без спойлеров трудно рецензировать-но главное тут как знать что произойдет-не помеха-наоборот надо знать чтобы решать слушать или нет-вся соль рассказа в том КАК все произойдет
Ответить
Евгений Бекеш
рецензию можно давать упоминая отдельные моменты, но не раскрывать финал, ибо сам сюжет достаточно раскрыт и в кратком описании. В советском союзе умели писать такое.
Вы ж сами помните, когда беря книгу в руки открываешь на 4-й странице и читаешь мелкий текст, из которого практически безошибочно можно понять — понравится тебе книга или нет.
Марианна пересказывает книгу и краткое описание своими словами да ещё и рассказывает чем всё кончится.
И у меня, почему-то, каждый раз создается впечатление, что суть, идея рассказа ею так и не понята. =)
(а намек на суть — в кратком описании от редакции)
Ответить
Изя Какман
не придумывайте, не вижу спойлера) Вы на всех наезжаете или только на любимчиков? а то ревновать начинаю))
Ответить
Изя Какман
Помните анекдот про семечки? «А процесс?»
Для понятия и принятия книги недостаточно знать сюжетную линию. Важно увидеть как именно авто раскрывает её.
Тем паче, что даже в описании к книге указано гораздо больше, чем сказала Марианна. Так что ей прятать под спойлер нечего.
Ответить
На протяжении жизни человек несколько раз меняется на клеточном уровне – даже скелету всего 10 лет, клеткам мышц — 16. Дольше всех живут клетки мозга, поэтому самое старое в нас – наше первое воспоминание – да, необходима «генеральная уборка»(но резервную копию всё-таки на всякий случай надо оставлять). Благодаря памяти человек не только идентифицирует себя как личность, но и планирует будущее – у людей, страдающих амнезией и не помнящих прошлое, эта функция сильно страдает – им трудно спланировать даже свой день, не говоря уже о более долгосрочных планах – вряд ли такой человек может быть полноценным хотя бы в плане выполнения простых социальных функций, не говоря уже о творчестве и создания нового знания, по-моему, просчёты в расчётах, и тревожные симптомы ещё появятся — просыпаешься утром и не знаешь зачем.
Ответить
Наталья Грабовская
Описанная в рассказе инверсия мозга в будущем станет невозможна. Можно считать меня сторонником теории заговора, но уже сейчас исследования в биологии, которая наряду с физикой является важнейшей из наук, блокируются. Вводятся запреты на клонирование и ГМО, видимо кого-то страшит стремление человека стать совершенным и бессмертным.
Ответить
Кортес
«В будущем будет невозможна»…… А что сейчас инверсия мозга уже возможна (наверно я что-то пропустила)? Нет, есть, конечно, кардинальнейшая «инверсия» — лоботомией называется — ещё в 30-е годы 20 в. изобретённая…. «Теория заговора» (не гипотеза, а именно теория) – наверно он (заговор) и правду имеет место. Наверняка многим разработкам не дают хода, т. к. они их внедрение затрагивает интересы имеющих глобальное влияние (отдельных личностей, корпораций, стран и пр.). В постиндустриальном обществе «человеческий материал» имеет тенденцию к обесцениванию – проблема перенаселения со всеми вытекающими последствиями (нехватка ресурсов, загрязнение окружающей среды и пр.), автоматизация труда, не требующая большого количества рабочих рук – «вкалывают роботы – счастлив человек» — вернее не «счастлив», а не у дел. Открытие вакцин и антибиотиков и так позволило увеличить продолжительности жизни и численность населения планеты. С ГМО тоже не так всё просто. Геном клетки – это не просто набор не связанных между собой элементов – генов. Это сложнейший механизм, где все элементы связаны и влияют друг на друга, и эти связи установились и «отшлифовались» за миллиарды лет эволюции жизни. Взять хотя бы всего один аспект – плейотропное действие генов, когда продукт фактически каждого гена участвует, как правило, в нескольких, а иногда и в очень многих процессах, образующих метаболическую сеть организма. Чисто технически всё вроде просто – выделить ген, кодирующий нужный признак, из одного генома и интегрировать в другой – вот и получается, например, помидор с геном скорпиона. Теперь чтобы вывести сорт с нужными свойствами не нужно тратить годы и десятилетия на селекцию. Только на деле это похоже на внедрение дополнительной шестерёнки в отлаженный часовой механизм притом, что нет точного представления о том, как этот механизм функционирует – часы могут совсем остановиться, или их работа может сбиться и полностью нарушиться – вот и будут показывать «неправильное» время. Клонирование – пресловутая овечка Долли – пала молодой (по меркам овцы) от старческих болезней. Тоже на первый взгляд чисто технически всё просто – из яйцеклетки удалить её гаплоидное ядро и интегрировать туда диплоидное ядро её собственной соматической клетки – вот вам и «новая» Доли – близнец самой себя, но снова, что-то пошло не так…… Уже о бессмертии и совершенстве мечтать не приходится – можно было бы направить усилия хотя бы на улучшение качества среднестатистической по продолжительности жизни.
Ответить
Кортес
Не переживайте, человек не может быть бессмертным в этом мире, так как все, что имеет начало, имеет конец. Материя конечна.
Ответить
Bracha
Человек к счастью (или к сожалению) исключение. В романе Александра Иличевского «Математик» гениальный математик-алкоголик, обладатель медали Филдса, работающий разносчиком пиццы, уверен, что, вычислив генетический код человека, можно воскресить любого. Задача сложная, но выполнимая. Бессмертие конечно будет, но не для всех, для президентов (представьте — вечный президент), олигархов, отдельных ученых, короче, творцов.
«Ведь грустным солдатам нет смысла в живых оставаться,
И пряников, кстати, всегда не хватает на всех».
Ответить
Кортес
В романах все возможно, но в действительности все не так, как нам кажется. Пророки говорят о бессмертии, но вовсе не для президентов и сильных мира сего, и не в том состоянии мира, в котором мы пребываем. Гены, это конечно основа, но личность это не только
гены.
Ответить
Наталья Грабовская
Вот только сегодня прочитала, что мужской мозг стареет гораздо быстрее женского. Исследование, проведенное Медицинской школой Вашингтонского университета в Сент-Луисе, показало, что женский мозг примерно на пять лет моложе, чем мозг мужчин того же возраста. С метаболической точки зрения. По этой причине барышни сохраняют остроту ума дольше, чем противоположный пол.:)
Ответить
Наталья Грабовская
ну такие симптомы уже часто лет в 35 появляются :))))
Ответить
Этично ли превращать талантливого математика в гениальный арифмометр? Цифры и формулы… Тревожных симптомов нет… Вспомнилась планета Шелезяка — воды нет, полезных ископаемых нет… А здесь — памяти с опытом прожитых лет нет, и кто имеет право решать какие воспоминания для человека ценны, а какие лишние?
Ответить
Splushka88
но на планете Шелезяка — воды нет, полезных ископаемых нет, а человечность роботов есть :) крыло Говоруну лечат :) а тут наоборот-все есть, а человека нет. право решать-нету. в рассказе действует не выбор личности-а его величество Алгоритм. Программа чистит память по принципу позитивных воспоминаний. Любовь к женщине оставляет, а горе от потери сына-нет. неуверенность мальчика вычищает, а то как он сам кому то морду набил-нет. казалось бы логика в этом алгоритме-вполне по ожиданиям хорошая -мы же получим человека чья жизнь состояла лишь из положительных событий… разве мы сами-не стремимся избегать негатива в жизни? стремимся… но оказывается хорошо что не всегда получается :)
Ответить
Евгений Бекеш
"… разве мы сами-не стремимся избегать негатива в жизни? стремимся… но оказывается хорошо что не всегда получается :)" — согласна с Вами; хотя, то что не получается — весьма печально. Но в совокупности позитивного и негативного в нашей жизни, и формируется человек. Его душа, ум, мировоззрение. Мы наполнены радостью, счастьем, добротой, любовью, но вместе с тем, и горем, и ненавистью, и скукой, и обидой… А здесь, Вы правы, человека — нет.
Потрясающий рассказ. И великолепное исполнение. Александр Дунин — благодарю.
Ответить
Granny
как не смешно рассказ, перекликается с недавним мультиком Пиксар «Головоломка»-там где Радость и Печаль пытаются вернуться в голову девочки. только там наивно и со счастливым концом-а тут жестко и с печальным.
а мультфильм имхо возник не случайно а как реакция на столь популярною на Западе теорию-«Относись ко всему позитивно/делай все с улыбкой»
Ответить
Евгений Бекеш
Да, тоже этот мультфильм вспомнила. Он, наверное, больше на детей ориентирован, поэтому и финал не столь трагичен. А по поводу теории «относись ко всему позитивно», может так и надо, но мне такой подход не слишком нравится. Из-за излишней позитивности, ускользает, а то и вовсе пропадает смысл. Взять хотя бы «И грянул гром» Рэя Бредбери. В фильме все заканчивается хэппи эндом, а в книге — нет. И это правильно. Вот оно послание, которое в кинематографе просто вычеркнули. И в итоге, мораль рассказа изменилась. Получается, что можно делать все, что хочешь, с улыбкой на лице. А если что-то пойдет не так — исправим, все также с улыбкой на лице.
А нужно побольше таких рассказов, как «Тревожных симптомов нет». Пусть и с жестким, тревожным, возможно, даже жутким финалом. Чтобы ДУМАЛИ о том, что делают, о последствиях своих слов и действий.
Ответить
Granny
ЕВГЕНИЙ БЕКЕШ и GRANNY
Какая интересная полемика развернулась.
От себя хочу добавить:
— В наше время рождается философия мировоззрения — аккумулирующая сознание человека, его целеустремлённость только к победе и положительным эффектам жизни и общения. Если у тебя, что не получается ты «ЛОХ», «НЕУДАЧНИК» и т.д. И система вешает ярлык, а за системой подтягиваются люди и вырваться уже нет сил, а потом и желания.
Система рождает успешных и не очень Индивидуалистов, которые в своей массе далеки от взаимопомощи и взаимопонимания.
Альтруизм — уже наверно кинематограф и забыл такое слово в общей продукции. Навскидку " Семь жизней Уилл Смит" и то спорно.
Ответить
Белая Крыса
Философия победы — не нова. Любой человек в любое время стремится к положительным эмоциям. Увы, есть люди психически нездоровые, и их стремление к удовольствию превращатся в ад для адекватных окружающих. Поэтому их сейчас в пример не берем. По поводу ярлыков — сильным людям плевать на это. Они не опускают руки и опускаются сами. А взаимопомощь, выручка, участие все равно в нашем мире есть. Возможно, не в том объеме, как хотелось бы, но тем не менее. Здесь снова возвращаемся к мировоззрению человека, его воспитанию и среде его обитания.
Белая Крыса, благодарю Вас за Ваш ответ. Приятно обменяться мнениями.
Ответить
Евгений Бекеш
В рождественской повести Диккенса ,, Сделка с признаком " хорошо показано что происходит с человеком лишённым горестных воспоминаний.
Ответить
Дара
да это великолепный рассказ-обычно все помнят лишь Скруджа из этой серии
Ответить
Замечательный рассказ. Чтец хорош.
Ответить
40 ответов на короткий рассказ. Действительно затронул струны души в некоторых людях.
Читал уже раньше, потому приятно было освежить в памяти.
Ответить
Да, операция прошла на славу. Тревожных симптомов нет. А от человека ничего не осталось. Просто робот. Спасибо за рассказ и великолепную озвучку.
Ответить
Рассказ И. Варшавского потрясает своей безысходностью. Как и рассказ «Побег». Прочитано прекрасно.
Ответить
Сарасвати
«Побег» тоже скоро будет опубликован, спасибо
Ответить
Сарасвати
как бы хуже чем без исходностью :) безисходность с точки зрения читателя-а сам то герой -счастлив :(
Ответить
Евгений Бекеш
Идея рассказа родилась, увы, не на пустом месте. Подобная бесчеловечность часто наблюдаема в человеках.
Ответить
Сарасвати
автор рассказа проработал около 30 лет на машиностроительном заводе в должности инженера. И жил и работал он тогда, когда, прогресс шагал семимильными шагами.
С появлением первых счетных машин (впоследствии называемых «ЭВМ», а потом «компьютерами»), человек стал задумываться к чему это может привести.
Да и моральные и социальные аспект отношений человека, общества и машины(в скобочках — «разумной») тогда людей беспокоил больше, чем жратва, шмотки и куршавели с хамонами.
Ответить
Сарасвати
но так сказать спойлерски. т.е. человек одновременно сигналит о себе на всех уровнях-и близких не имеет. тот же Шерлок Холмс-тоже вроде как живой компьютер -а почему то личность положительная :)
Ответить
Евгений Бекеш
я думаю, это связано с тем, что Шерлок создавал свою личность сам, не пребегая к помощи машин, его личность формировалась на основе прожитого опыта.
если он решал, что ему что-то не надо знать, то решал это самостоятельно, а не полагался на бездушный механизм.
Ответить
sceptik45
ну а почему мы должны положительно отмечать такую малозначащую деталь как метод получения менталитета? :) это в свое время в 19 веке была популярна теория-что электричество с аккумулятора какое то мертвое а от ската -живое :) Думаю Холмс сверхпозитивный персонаж именно из за «спойлера»-в данном рассказе исходно душевный человек-ведет себя как машина-мы видим уродство ампутации. а у Дойла-ситуация обратная-исходно живая машина-проявляет человеческие свойства-очень часто неловко, неуклюже-но тем это выглядит симпатичнее. важно вектор/движение. машина растущая до человека-человечные человека, человек деградирующий до механизма-бездушнее робота
Ответить
ого! какие раритеты советской фантастики в озвучку идут!
Ответить
Евгений Бекеш
строго говоря читая это еще школьником-я еще не видел что это где то новый вариант «Портрета Дориана Грея» Инверсия=чистка души человека от грехов. как результат на выходе-красивое чудовище
Ответить
«Может Вы всё-таки решитесь поцеловать меня, Кларенс?»
Грустный грустный рассказ. Вызывает столько мыслей и эмоций. Выводы, рассуждения, догадки, предположения хорошо описаны во многих комментариях тех, кому посчастливилось прослушать раньше. А я благодарю Александра Дунина сейчас, после того, как посчастливилось и мне.
P.S. «Воспоминания… чертовски тяжёлый багаж, — писал Эрих Мария Ремарк. Но, если мы теряем часть этого багажа, мы теряем частичку себя…
Ответить
Тревожных симптомов нет… Какой жуткий финал. Рассказ и прочтение шикарные! Спасибо!
Ответить
кто б еще Меерова "«Право вето»/Осторожно-чужие" озвучил :( после Фаэтов разобрала наглость ожидания прослушивания самых редких советских шедевров
Ответить
Евгений Бекеш
спасибо за наводку )) Если никто не подсуетится, то попробую осенью озвучить
Но пока будет Варшавский — рассказы, всего около 5 часов звука
Ответить
Александр Дунин
Варшавский более или менее звезда советской фантастики… конечно не столь изветсен как Мартынов, Казанцев, Снегов, Ефремов, Гор и т.п. но все же все же… просто очень много в СССР мастеров одного/двух шедевров-Мееров, Невинский и прочая. страшно если они не уйдут в аудио формат :( я то вижу что держаться за текст это все одно что за свитки против книги, за пергамент против бумаги :)
Ответить
Александр Дунин
Ого! 5 часов?! Радовать умеете!!!
Ответить
Евгений Бекеш
Это не НАГЛОСТЬ, а голод по ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УМНОЙ фантастике. Той фантастике, которая будит мысль и воображение.
Ответить
кеш почистили, реестр поправили, а вместе с кешем и пароли стёрли — нет никуда входа больше. вопрос выбора в рассказе не стоит — сам хотел, цель имел. с морально-этической тз можно рассматривать только действия врача — он тоже, похоже, отформатированный.
бесчеловечный рассказ.
Ответить
не хотела б я, чтобы кто-нибудь резал мою память по своему усмотрению…
хорошо написано, отлично начитано…
Ответить
Опыт — это не банальный набор знаний. Опыт выковывает человека. Не зря же есть понятия «детская жестокость», «юношеский максимализм» и пр. С возрастом человек учится быть снисходительнее, мягче, лучше понимает других. Или, напротив, становится твёрже и увереннее в себе.
Личность человека состоит из каждого прожитого им мгновения. И убери часть из них и получешь калеку, возможно даже урода.
Огромное спасибо Дунину Александру за великолепную начитку.
Ответить
надеюсь никто не упустил важного момента-что обвинение в «живой счетно машине» ложное?
на выходе-математически-научно -безупречный девайс с живой логикой -а не какой то там Мат Кад
Ответить
Евгений Бекеш
на выходе: попытка ответа на вопрос «что есть душа?»

ну, это МНЕ так кажется.
Ответить
Изя Какман
да хорошая формулировка… при этом Варшавский имхо идет с противоположной стороны Азимова вы цикле «я-робот»-тот показывает что есть душа-показывая проявления человечности у машин, Варшавский показывает что надо сделать чтобы человек стал машиной
Ответить
Евгений Бекеш
хм-м-м… На мой взгляд в обоих рассказах рассматриваются возможности правильного составления алгоритма программы и «права машины на ошибку» (описанную в шеклевских «Координатах чудес».)
Это очень широкая тема, но если кратко, то в рассказе Варшавского разум человека обрабатывает простой, жестко запрограммированный механизм по слишком узко заданным параметрам. В результате получаем кадавра вместо человека.
У Азимова из-за неожиданных и непредсказуемых сбоев в ультра-сложных позитронных мозгах у которых жёстких границ — только три штуки в виде «трёх законов» машинный ИИ уподобляется человеческому разуму.

Я думаю, что Варшавский имел в виду ( и я с ним согласен, если это так), что любое стороннее вмешательство в мыслительные процессы и насильное их изменение, даже из лучших побуждений, если и не делает из человека машину, но отдаляет его от самого себя.
ЗЫ: прочитал что я тут написал — получается пересказал Ваш камент. Но учтите, это — толоько вступление. Точнее — треть от вступительной части!
Говорю же — тема широкая, если буду писать полностью, что думаю, то получится на 4-5 страниц А4. )))
Ответить
Изя Какман
не знаю-ни у Варшавского ни у Азимова (близость циклов имхо очевидна) я не вижу т.н. футуризма-это все же не С.Лем. фантастическое допущение-работает на моральный посыл-исследуется что делает человека человеком. не думаю что эти писатели исследуют реальное вмешательство в психику человека с помощью механизма, или как поднять позитронный мозг до биологического. Мы же в переносном смысле сами себе и друг другу в течение жизни регулярные инверсии делаем. уж помнить о себе только хорошее-тут нам никакая машина ненужна :)
Ответить
Евгений Бекеш
Хмм… по-моему, вообще не о том. Рассказ про то, как внутри умного организма умер человек. Умер некоторое время назад и стал разлагаться. И при помощи передовой техники труп человека был извлечён из организма. Т.е. не процедура лишила тело души, а вполне осознанный моральный выбор., сделанный ранее.
Ответить
Изя Какман
я бы с удовольствием почитал, вернее послушал,
так что если вы напишите эссе, то не поленитесь его озвучить пожалуйста.
Ответить
Евгений Бекеш
А «чето» такое, ваше ИМХО?
Ответить
edeliveis
не очень понял вопрос если смысл термина то «по моему́ скромному мнению», если его суть то выше, а если чего оно стоит-решать не мне
Ответить
Евгений Бекеш
Нука-нука? Поподробней?
Ответить
edeliveis
что из трех моих версий-по подробнее?
Ответить
Евгений Бекеш
Это ваш флуд, не понял, не знаю…
Конкретный вопрос-А «чето» такое, ваше ИМХО?
Ответить
edeliveis
ваш вопрос сформулирован так что допускает три варианта понимания. я выше дал все три. один раз. по доброте душевной ибо знание терминов ваша проблема. кстати решаемая гулом.
что оно такое мой гугл объяснять?
Ответить
Евгений Бекеш
Теперь вижу, что выше ГУГЛА, интелекта не хватает.
Ответить
edeliveis
так он вам и не понадобится. как раз наоборот он вам интеллект повысит! чего то на знали-узнали.
Ответить
Евгений Бекеш
У… ух, какой вы интеллектуал, аж противно, как будто руки в дерьмо окунул общаясь с вами.
Ответить
edeliveis
спасибо-это лучшая оценка от таких как вы
Ответить
Евгений Бекеш
Спасибо и вам за мягкую затычку.
Ответить
edeliveis
Что-то типа «по-моему», «по моему мнению».
Ответить
Елена Фальк
+скромному мнению
понятно обычно это мнение важное и весомое :)
Ответить
Евгений Бекеш
В разговорном языке, никогда и никто не употребляет это слово, за редким исключением ( не понятно почему), проявляется в переписках, (ни, жаргон, ни феня), сам не могу понять, откуда взялась такая ГЛУПОСТЬ?
И многие люди пытаются утвердить себя, всякими «умными-как им кажется словами»
Ответить
edeliveis
«ничего страшного! не всем же быть понятливыми» © Карлсон
причины появления таких слов в письменной речи очень просты, необходимость писать/печатать-является стимулом сокращения слов и замены словесных оборотов одним словом или сокращениями… именно так возникают и.т.д., и.т.п., ок, P.S и прочая. слово имхо 4мя буквами указывает на то что публикант излагает не факты-а всего лишь свое личное впечатление.
для более детального изучения изменений языка каждый год рекомендую книгу Корнея Чуковского «Живой как жизнь»
Ответить
Евгений Бекеш
Вот так, ВСЯКИЕ словесные УРОДЫ, и портят наш могучий русский язык.
Ответить
рассказ очень понравился,
жаль, что наша молодежь, и я в том числе, как ее представитель, плохо знакомы с классикой научной фантастики.
огромное спасибо Александру Дунину за то, что предоставил возможность с нею ознакомится.
интересно:
а если бы ученый был гуманитарием, то у него что, стерли бы информацию:
дважды два равно четыре.
Ответить
sceptik45
не уверен, гуманитарии с техническими науками и сами не шибко дружат :). но спасибо за интересную задачу сделать робота из гуманитария :) очень может быть-задача не разрешимая. в случае с поэтом или писателем-так точно не разрешимая :)

Как-то сам удивился, ответив: «Сто семь!»
Кто, не помню,
помог мне однажды советом,
Поклониться советчику рад и сейчас:
– Ваш единственный путь – становиться
поэтом,
Ибо уровень знаний подходит как раз…
И с тех пор я поэт. Сочиняю прилично.
Издаюсь, исполняюсь,
хоть в мэтры бери…
Я, конечно, шутил, ибо знаю отлично:
Дважды два – как известно и школьнику – три!
© Иванов Александр
Ответить
C целыми народами такие манипуляции проделывают, а с одним математиком нельзя? Ха.
Ответить
отдельное спасибо комментаторам:
ребята, вы лучшие!!!
Ответить
«В науке нужны руководители, исполнители всегда найдутся.» «за пределами Дономаги ваш метод не находит сторонников.»
Это сказал доктор Леруа в самом начале рассказа, что придало его творению социально-политический оттенок. Явный намёк на железный занавес и тоталитарную вертикальную систему СССР конца 60-х начала 70-х, когда и было написано.
Ответить
MarishaX
Да бросьте вы — может хватит дудеть в одну и ту же дуду….Лучше вспомните на что было ориентировано советское образование, главная цель которого – это формирование человека-творца, и на эту цель было заточено всё его программное обеспечение. А сейчас цель противоположная и в мировом масштабе глобальная — формирование потребителя готового продукта с отформатированными мозгами, который будет потреблять без разбору всё, что посчитают нужным ему предложат сильные мира сего, и который при этом даже не в состоянии осознать всю свою ничтожность, ибо шоры мешают смотреть по сторонам, а позволяют видеть только в указанном направлении. Вспоминается информация о китайском подростке, который продал почку, чтобы купить айфон последней марки.
Ответить
Наталья Грабовская
Фурсенко не такой уж идиот как многие хотят себе представлять, но не может позитивненько с народом общаться. Или народ не желает (не в состоянии?) его воспринимать.
Если все попрут в творцы, кто и когда будет пользоваться творениями, то есть быть человеком, наслаждаться жизнью, розами и быть с любимыми людьми? Несчётное количество очень талантливых советских людей очнулись в свои 40+ от процесса творения в пустой грязной комнате в коммуналке, без жены, детей и близких, без денег, без молодости и здоровья, без способности общаться на темы, не связанные с их работой. Но зато в тетрадке была выведена очередная формула. «Жила бы страна родная..»
Из гг сделали вот такого творца, только гораздо более удобного: подправили здоровье чтобы работал подольше и почистили память от ненужного балласта чтобы не отвлекался.
Ответить
MarishaX
А с чего Вы взяли, что это намёк в «ту» сторону? Может как раз наоборот? Занавес-то был двухсторонний, и с обратной стороны он так и остался «занавесом» для наивных бывших советских дурачков
Ответить
Splushka88
Поясните где по вашему какая сторона?
Ответить
MarishaX
Чего тут пояснять? Итак очевидно… Вы имеете ввиду, что занавес со стороны быв. СССР… Но откуда уверенность, что автор подразумевает «тоталитарную вертикальную систему СССР»? Думаете, он просто «прикрылся» именем д-ра Леруа, а так-то это профессор Кузнецов, конечно))
Ответить
Splushka88
Не я имею это ввиду, а автор.
Как следует из цитаты, идеи д-ра Леруа были известны за границами Дономаги, но там решили их не применять. Только в пределах данной страны было не только разрешено применение, но и считалось престижным, доступным только верхам и по их разрешению.

«Вертикальная организационная структура – структура управления компанией, предполагающая наличие определенной иерархии, когда более низкие уровни управления подчиняются высшим. » то есть, руководители — элита, где исполнители подчинённые (нижние уровни) всегда найдутся, по признанию д-ра Леруа.
Дебаты о том, что СССР не была тотальной вертикальной системой без меня.
Ответить
MarishaX
Каждый видит, то что хочет видеть.
Ответить
Помечтаю о том, чтобы в новом сезоне черного зеркала сценаристы взялись за этот рассказ)
Ответить
Игорь Кубасов
Зачем нам «Чёрное зеркало»? Рассказ уже экранизирован в 1984 году(«Этот фантастический мир», выпуск 8)
Ответить
Неплохой рассказ в отличной озвучке.
Ответить
Очень сильное произведение. Все думал, что наши современники не умеют писать фантастику, а нет ошибся.
Чтобы спасти человечество с помощью науки, нужно убить в себе человечность.
Ответить
Mykola Golovko
Не такой уж он современник, скончался в 1974г. Сейчас аналогичным способом чистят комп. диски, а тогда еще были перфокарты.
Ответить
Mykola Golovko
ну советского писателя все сложнее называть современником-уже и век то другой :)
Ответить
Спасибо Александр Дунин за интересное чтение!!!
Ответить
Вот так живешь порой и не подозреваешь, что среди наших соотечественников есть свои Шекли и Брэдбери. Или О. Генри – в фантастике. Илья Варшавский – советский писатель-фантаст, гуманист и романтик, мастер интриги с непредсказуемой развязкой, широко известный в узких кругах. Почему широко? Потому что замечательный автор. Почему в узких? Потому что мало изданий. До недавнего времени и озвучен он не был, так что я грешным делом намеревался замахнуться на этот непростой и кропотливый труд (благо был у меня когда-то незначительный опыт озвучки). Но благодаря Акниге.орг я выяснил, что этот пробел восполнен аж тремя (какая радость!) сборниками рассказов автора в мастерском исполнении Александра Дунина. Спасибо за Вашу работу и творчество Ильи Варшавского в звуке. Успехов Вам и процветания! P.S. В 1990 году издательством «Знание» был выпущен небольшой сборник рассказов Варшавского «Сюжет для романа». Уже много лет эта небольшая книжечка в мягкой обложке, зачитанная, как говорят, до дыр, занимает почетное место на главной полке моей библиотеки. Среди лучших из этих рассказов (или, как называет их автор, новелл) – мой любимый «сюжет для романа» под названием «Любовь и время». Я думаю, было бы здорово услышать его в Вашем исполнении.
Ответить
А может, некоторые воспоминания всё же лучше убирать из памяти — не для очищения «ячеек», а для облегчения жизни последующей? И не ждать до 100 лет, а сразу, как потребуется?
Ответить
iscrina1959
Знать бы еще, какое воспоминание кардинально важно для психо-гармонии, а какое вторично. А то уберешь (на первый взгляд) незначительное воспоминание, а потом выяснится, что ты в маньяка или социопата превратился))) И мы же не ограничимся 1 воспоминанием, пачками начнем убирать, разрушая собственную личность.
Ответить
IrinaMinkus
А особенно когда кто-то решает за вас, что вам важно и что нет.
Ведь память о потерянных близких это негатив, и важные совместные даты для них совсем не имеют значения.

Механизм отрицания как защиты от негатива признан нефункциональным, он не защищает от реальных последствий неприятного события.
Ответить
MarishaX
Лучше не скажешь!!!
Ответить
iscrina1959
интересно, с чем бы Вы расстались, не думая?) ведь позитив и негатив составляют единое целое — то, что каждый из нас собой представляет, чем отличается от других; а выхолощенная память = неполноценная личность.
Ответить
TinaChka
Жаль, нельзя поставить 10 плюсов))))
Ответить
iscrina1959
а мозг уже через час процентов 70 выкидывает :) так что, повторюсь рассказ не про нейрофизиологию :)
Ответить
Просто отлично.
Ответить
Этическую сторону уже всесторонне обсудило уважаемое сообщество. Надеюсь, мы до ТАКОГО не доживём. Александру Дунину огромное спасибо за исполнение. Слушать Вас — наслаждение каждой минутой. Удачи!
Ответить
Tatiana L
Благодарю сердечно )
Ответить
Старая настоящая фантастика. Есть не много ботвы с реле и перфокартами, но так и дата написания какова. И, не смотря на годы прошедшие, предполагаемые перспективы страшноватенькие. Были настоящие писатели, были! Дунину отдельное с плюсом.
Ответить
Очень глубокое произведение.
Ответить
С интересом прочитала все комменты трехлетней давности, но никто не заметил, что цветы Кларенс зачем то нюхал. Даже название запомнил. И у жены прощения просил. Потом, правда, математикой своей занялся. Как ребенок, у которого внимание быстро переключается. Он ведь действительно заново родился. Прожив сто лет, совершив кучу открытий, он сбылся, как часто повторяет Сент Экзюпери в Цитадели. Ты должен сбыться… Если бы Эльза тоже согласилась на инверсию, все могло бы получится, как задумал Леруа. Они прожили бы новую жизнь, появились бы новые воспоминания, события. Ведь прежняя их жизнь завершилась. Зато Кларенсу не надо тратить время на обучение, он готов к новым открытиям. Но автоматом я его не считаю, просто сильно увлечённым человеком
А жена ведь знала, что муж почти все забудет. Или нет?
Но решать, что выкинуть из памяти должен сам человек
Да и надо ли освобождать место в голове, что ещё за ячейки памяти 😁Ведь чем больше нервных связей образуется, тем больше можно запомнить, до бесконечности. Так нас учили в иедклассе гимназии
Низкий поклон Александру Дунину. ❤️❤️❤️❤️❤️
Над получасовым рассказом долго думала. Очень хороший автор Илья Варшавский ❤️❤️❤️❤️❤️
Ответить
Lena
как видите Кларенса смерть не очень долго волновала, начал доказывать теорему на свидетельстве о смерти. не очень типично для новорожденного))
человек он цельный-новорожденный, должен быть ПУСТ
а тут из целого убрали по мнению машины лишнее. это не новорождённый это монстр))
Ответить
Евгений Бекеш
Эмоциям ребенок учится от родителей, он и правда пуст. Но Кларенс не совсем ребенок, ведь Леруа не папа 😁 Но и не монстр, ведь он чувствует что то не так. Но видит, слышит, понимает все как в первый раз. Поэтому я и сравнила его с ребенком. Только у этого ребенка математический бонус. Если бы автор захотел написать продолжение… Сомневаюсь, что жизнь Кларенса будет безмятежно математической. Он научится чувствовать сам, только не сразу
Ответить
Lena
Или быстро само очиститься от остатков человеческого))
Ответить
Бред собачий
Ответить
Хотел написать, что это редкостное Г, но нифига ведь не редкостное, 98% наших авторов пишут именно такое Г. Читать это совершенно не возможно, потому, что это не захватывает ни капли, по этому не возможно запомнить ни строчки. Короче, это полнейшее фуфло
Ответить
BENDER39
Кто как обзывается, тот сам так называется
Ответить
Александр Дунин
Александр, я слушал не один рассказ в Вашем исполнении, и должен заметить, у Вас это здорово получается, за что Вам огромное спасибо, но вот, что касается этого рассказа, скажите, могли бы Вы кратко изложить его содержание, кому то, что бы этому человеку захотелось прочитать этот рассказ? Я вот не смог бы, потому, что это не фантастика, фантастика, жаже если это не экшен, а научная фантастика, должна вызывать у читателя чувство предвкушения чего то удивительного, чего то немыслимого, а тем более такой короткий рассказ должен поначивать, с самого начала. А это не фантастика, это фантазия недовольного жизнью старпёра. Сборник подобных рассказов должен называться " Фантазии старого пердуна ". Автор этого рассказа, это пробившаяся по блату бездарность.
Ответить
BENDER39
и, наверное, Вы очень жалеете, что не имеете возможности сказать ему это в глаза?
Товарищ BENDER39, у всех нас — разные вкусы, ожидания, мечтания, желания и прочая. Вот Вы только что похвалили меня за чтение (благодарю!), а на соседней ветке кто-то отругал за то же самое. И сделал это также «аргументировано».
Лично я поступаю следующим образом: не нравится — не слушаю, не читаю, не смотрю, И всё. Голосую, как говорится, рублём. А ругать и поносить кого-то из людей искусства это дело безсмысленное и даже вредное (прежде всего для того, кто ругает).
Давайте будем добрее.
Ответить
Александр Дунин
Я да, я очень бы хотел сказать это в лицо. Я говорю так потому, что считаю, что такую занудную чушь можно написать совершенно без труда, я бы это смог, у меня есть очень много идей для фантастических рассказов, и я пробовал писать, но получается у меня подобное убожество, даже если бы у меня были свои читатели, мне было бы стыдно морать таким Г бумагу. Я хочу быть богом, хочу что бы мои рассказы читали взахлёб, но это не моё. А не можешь быть богом в искусстве, работай на заводе, чем я и занимаюсь.
Ответить
BENDER39
труд рабочего человека это тоже искусство.
это просто ремарка)
я уже вышел из спора)
Ответить
Александр Дунин
Вот только все лезут, стороят из себя великих писателей, певцов, художников, лишь бы не работать, только бабло рубить
Ответить
BENDER39
это киберпанк)) он приносит читателю немыслимое ощущение нечеловеческого и даже безчеловечного
Ответить
Интересный мир. И тема зашла. Буду дальше слушать. Спасибо за озвучку.
Ответить
Прямой эфир скрыть
Дмитрий Камушкин 4 минуты назад
Это понятно, что вы не соглашаетесь, что коряво. Любопытно что за конкурсы именно. Мое мнение — что решает все таки...
Мартина Снежинка 7 минут назад
Хорошо читает исполнитель — четко, с выражением, меняя голоса по персонажам, но без пережима и излишней...
Назарин 15 минут назад
Дмитрий, может не совершенно моё суждение, но напрашивается вывод о странности, как нечто не укладывающееся в наше...
Коля Зиборя 17 минут назад
А мне понравилось. Абаддон хорошо читает.
olmihe 43 минуты назад
Спасибо, есть продолжение. Все зависит от вас.
C_o_r_a_x 1 час назад
Хороший чай
Lola Efremova 2 часа назад
Небольшой фантастический рассказ понравился. У автора получилось динамично нагнетать чувства страха и ужаса. Было не...
Luna 3 часа назад
Абсолютно. Каждый день дарит нам возможности для практики осознанности и отрешения. Главное — желание выйти за...
prababkin 3 часа назад
В 1997-м этот «айтишник» ещё не был лысым жирдяем с вялым корнишоном, но бабы ему всё равно не давали. А бегает он...
Екатерина 3 часа назад
Не скажу, что чтение нехорошее, НО — МАСКА, КТО ВЫ?!)) Я странная, наверное, но люблю по-честному) Как оказалось в...
prababkin 3 часа назад
Скучное затянутое овно.
Nikolay Komarov 5 часов назад
Я очень ценю интересные комментарии. Благодарю вас!
Петр Замухрашкин 5 часов назад
Ох и бред ты несешь. Ты за своего царя-карлика проголосовал? Не забыл? Ох чувак, тебе рашка мозг прочистила....
Anna Sukhanova 5 часов назад
Там после 9 минуты резкий и громкий звук будильника. Ну понятно что стишок про будильник, но детей спать укладываю. А...
Лана Ром 5 часов назад
перед этим был рассказ «Проклятая деревня».И там из 13 глифов осталось 9.А в этой книге почему-то указали, что после...
ЛЕНтяйкА 5 часов назад
😄 интересный вариант в ночи Блока.
Светлана Прокоп 6 часов назад
Мне очень понравился спектакль. Окунулась в прошлое, в доброе, чистое, искреннее, советское, родное прошлое. Когда...
Сергей Трансфер 6 часов назад
Что со звуком? 2 чтеца что-ли читают? То громко, то не слышно.
Мари 6 часов назад
А мне исполнение понравилось.
Сергей Трансфер 6 часов назад
Мне, видимо, танцевать придётся под это чтение, а не текст слушать, которого не слышно из-за музыки.
Эфир